+ 7 (8362) 44-82-24
+79027448224
Возрождая православную историю
Считается, что у каждого на Земле есть свое предназначение. И только до конца осознав смысл своего прихода в этот мир, человек может стать по-настоящему счастливым. Для Вячеслава Хохлова главным делом жизни стало восстановление православных храмов. Вот уже тридцать лет вместе с бригадой единомышленников фактически все свое свободное время он работает, возвращая жизнь разрушенным церквям. Под его руками светлели почерневшие от времени лики святых, обретали былое великолепие древние купола и кресты, вновь
Храм в честь «Всех Святых» начинала сиять потускневшая и утраченная позолота. Словно неумолимое время, чудесным образом, вдруг начинало течь в обратную сторону. Впрочем, и в жизни самого мастера за эти годы произошло немало удивительного и необъяснимого, во всяком случае, с точки зрения неверующего человека.
Зерно веры (Предыстория)
В памяти Вячеслава Васильевича сохранились воспоминания о самом первом посещении Воскресенского собора в Йошкар-Оле. В свои четыре года мальчишка еще не осознавал до конца, что такое церковь и каково истинное назначение ее богатого убранства. Но яркое впечатление от неземного великолепия, ощущение причастности к непостижимой тайне осталось на всю жизнь. Запомнилась и монетка, кем-то оброненная на пол, которую мальчик Слава поднял и положил на церковный подсвечник. Тогда он казался очень высоким, и паренек едва смог до него дотянуться. Потом в 1961 году храм был разрушен…
Страшная и непонятная ребенку картина: с помощью привязанных к бульдозерам тросов ломают церковные колонны, и на глазах гордая красота храма превращается в руины. Это чудовищное вероломство отпечаталось в сознании горечью и обидой. Такого просто не должно быть!
Наверное, именно в этот момент, вместе с чувством утраты, в душе мальчишки возникло первое желание защитить, сохранить это священное великолепие, которое даровало людям надежду, помогало выживать в жестоком мире безверия. В то время, когда у власти в СССР находился Никита Хрущев, отдельные личности с какой-то поистине звериной эйфорией стремились рушить остатки того, что напоминало о старой России, о Боге. К счастью, осуществить свой черный замысел до конца им не удалось.
Хотя воспитывался Вячеслав в обычной советской семье, родители смогли заронить в душу сына зерно веры, которое впоследствии, оказавшись в благодатной почве, дало росток.
Матери удалось тайно окрестить мальчика, пригласив священника в барак, где жила семья. Открыто заявлять о своей религиозности тогда было нельзя. За связь с церковью грозили серьезные неприятности. Тем более что отец Вячеслава состоял в партии. Правда он не принадлежал к тем коммунистам, что рушили церкви и сжигали иконы. В семье, прежде всего, ценились доброта, чуткое отношение к людям, справедливость, духовность. Отец и сам прежде бывал в церкви. И, как выяснилось позднее, знал службу, помнил молитвы и песнопения. Часто говорила о Боге и бабушка, которая не скрывала своих религиозных убеждений на протяжение всей жизни.
Успенский храм
К православной культуре, к старине Вячеслава тянуло и в детстве, и в школьные годы, и в техникуме, где он получил профессию строителя. Но связывать с православием свою жизнь не планировал. Осознанное и твердое желание заниматься реставрацией храмов появилось позднее, в городе Владимире, где в начале 70-х он проходил срочную службу в спецроте штаба армии ракетных войск.
- О Владимирской земле я много читал, - рассказывает Вячеслав Хохлов. - С ней связана тысячелетняя история нашей веры, начиная с крещения Руси князем Владимиром. И все, что я видел, свидетельствовало об этой удивительно эпохе. Здесь же впервые побывал в величавом, удивительной красоты Успенском храме. Оказавшись внутри среди всего этого великолепия, я словно ощутил присутствие божественного духа, прикоснулся к иной непознанной и непостижимой вселенной, а все мирские переживания, суета остались за стенами. Увиденное глубоко запало мне в душу, я был пленен и покорен им. И до сих пор неповторимое священное величие православных храмов вызывает во мне трепет и восхищение. В Успенский храм я приходил каждый раз, когда удавалось получить увольнение. Здесь я окончательно понял, что не мыслю дальнейшую жизнь без этой красоты и хочу, чтобы всем разрушенным и заброшенным храмам вернулись былое величие и красота.
После армии я собирался остаться во Владимире и попроситься в бригаду реставраторов храма. Однако по семейным обстоятельствам пришлось вернуться на родину в Марий Эл. Трагически погиб брат…
Вернувшись, Вячеслав продолжил работать по своей профессии, был приглашен на строительство большого перспективного завода. Мечты о поступлении в Казанский Архитектурный институт к тому времени пришлось оставить – нужно было поддерживать родных. Поэтому, подал документы на вечернее отделение в марийский Политехнический институт, одновременно работал и учился на отделении «Промышленное и гражданское строительство».
Но желание трудиться над возрождением храмов не исчезло, а лишь укрепилось. И, собрав команду единомышленников, Вячеслав начал действовать. Не остановило ни то, что свою новую работу приходилось скрывать (работа на церковь не поощрялась), ни отсутствие опыта в реставрационном деле.
С Божьей помощью
В первый храм, для ремонта которого требовались рабочие руки, приехали наудачу. Друзья, посоветовали съездить к отцу-настоятелю в село Матвинур Кировской области. Мастера оказались действительно нужны. Предстояло полностью покрасить большую местную церковь, в том числе кресты и купола. Оплачивалось это неплохо, но и труда пришлось вложить немало. Главное, что нашлась работа, к которой лежала душа, которая, кроме огромной усталости и заработка, приносила радость и удовлетворение достигнутым результатом.
- Мы даже не имели понятия, как забираться на высоту без соответствующей техники и страховки, - вспоминает Вячеслав Васильевич, - Но никто не показывал, что боится. Решили, что справимся. А Бог поможет. Сумели убедить в этом и настоятеля храма. В итоге нам оказали огромное доверие, которое мы постарались оправдать. Ведь своими руками покрасить крест, прикоснуться к куполу – для нас это было как огромный дар и в то же время большая ответственность. Да еще и сроки поджимали. Нужно было все успеть за месяц отпуска, чтобы вовремя вернуться на основную работу. Вот мы втроем с Юрой Мардынским и Владимиром Головиным и начали сами изобретать страховку, всевозможные приспособления. Изготавливали лестницы, подвешивали дощечки на тросах, обвязывались веревками и так красили – только монтажные пояса были профессиональные. Желание трудиться чувствовалось огромное, работали без перекуров, на едином дыхании. И так нам это дело понравилось, что потом мы уже не представляли себя без него. Каждый год летом люди отправлялись в отпуск на юг, а мы работать в деревню, к церквям. Я и море-то увидел намного позднее многих сверстников. Не до отдыха было. Все свободное время ездили по районам Кировской области, искали, где нужны наши руки. Хотя, добираться до дальних сел было непросто, да и автобусы ходили далеко не во все глухие уголки - бездорожье.
Постепенно пришел опыт. Работы прибавлялось, а выполнять ее обычно брались за полцены. Работникам хватало, да и больше платить сельский приход не мог. Уставали до безумия, бывало даже в баню сил не оставалось сходить, но все равно тянуло к куполам. Приходилось доставать строительные леса, материалы, технику. А о том, что все это для церкви, и говорить было, порой, опасно. Но как-то выходили из положения, да и Бог, видимо, помогал. Красок хороших тогда, можно сказать, тоже не было. Добавляли в побелку молоко, соль, другие традиционные составляющие и получался очень крепкий состав, похожий на современные фасадные краски.
Многим церквям помогли вернуться к жизни руки мастеров. Например, большой храм в Корляках, который можно сравнить по величавости разве что с Троицким, в Яранске. Всю церковь красили вручную, ушло восемь бочек олифы и полторы тонны густотертых цинковых белил. Также мастера воссоздали и фасадную настенную живопись общей площадью 380 квадратных метров. Объем работы был огромный, да еще и погода мешала. Но успели. Когда сделали все, как нужно, состоялся благодарственный молебен.
Потом была церковь в Заозерье, простенки которой разрушились, штукатурка отвалилась, крыши с куполами, как и полов, вообще не было - помещение служило гаражом для тракторов. Верующие, которые собирали средства на восстановление, с трудом верили, что их храм еще можно спасти.
Работы было действительно много, вспоминает Вячеслав Хохлов. Даже цементный раствор из Йошкар-Олы приходилось возить. Но уже через три месяца, к удивлению прихожан, в церкви начали совершаться богослужения.
Серьезно рисковать жизнью пришлось в селе Сметанино (это недалеко от Санчурска), где, кроме всего прочего, требовалось без всякой спецтехники заменить старые деревянные кресты металлическими собственного изготовления, а также выполнить настенную живопись на фасаде. Держаться на куполе было не за что, для безопасности привязывали веревку за ногу, кресты подавали по тросу… О том, что можно погибнуть, никто не думал.
А однажды, в Каракше, тоже в Кировской области, в течение трех дней реставраторы только думали, как попасть на главный большой купол - никак не могли приступить к работе. Наконец, разгадали хитрость строителей храма. Оказалось, открывается одна из чешуек под куполом. Через нижнее отверстие можно было проникнуть в конструкцию и затем пробраться наверх, к кресту. А когда красили, забравшись на верхотуру, гроза разыгралась не на шутку. Казалось, молнии совсем близко сверкают – рукой коснуться можно. Но, к счастью, все обошлось, хотя Вячеслав за крест держался (в него вполне могла молния ударить). Впрочем, может, как раз крест и защитил от гибели.
Батюшка местный тогда поразился: первый раз, говорит, таких отчаянных работников вижу. Работать на куполах, реставрируя или строя заново, приходилось и в марийской республике - в Морках, в Нурме. И всегда надо было искать новое решение, так сказать, индивидуальный подход. Ведь церкви – это не типовые многоэтажки, возведенные по одному проекту.
С каждым из шестнадцати храмов, в которых работал Вячеслав Хохлов, связана своя история, свои воспоминания, своя часть жизни.
Первая икона. Чудесный дар.
Есть у Вячеслава Хохлова редкая способность схватывать все на лету, быстро осваивать любое новое дело. Словно кто-то рядом стоит и направляет, помогает, подсказывает. Пожалуй, ярче всего этот удивительный дар проявился в селе Масканур (Марий Эл), где, впервые взяв в руки художественные кисточки, Вячеслав Васильевич… самостоятельно написал икону «Казанская Божья Матерь». Верится в это с трудом, тем более что прежде мастер не ощущал в себе особого художественного таланта.
- Просто брал краску, подбирал цвета и писал, - вспоминает он, - До этого никогда рисованием не занимался, а тут что-то словно подтолкнуло. Как-то сам до всего дошел. Получилась миниатюра 20X15. Никто не поверил, что это моя первая работа. В том числе и заслуженный художник Алексей Бутов, которому я показал икону. Уж очень чисто и профессионально, как он отметил, все было сделано. Думаю, во многом благодаря этой высокой оценке, данной моей работе известным мастером, я и продолжаю заниматься иконописью до сегодняшнего дня.
Разумеется, в работе реставратора неожиданно открывшемуся умению сразу же нашлось применение. Тогда в Масканурском храме как раз возвращали первоначальный вид живописи на внутренней стороне стен и купола – наполовину она осыпалась, а оставшаяся часть была сильно закопчена от работавших дизельных моторов сельхозтехники. Отмывали изображения специальными составами с помощью щеток. А потом восстанавливали изображения там, где были потери. Делать все это пришлось зимой в холодном помещении - две двухсотлитровые бочки топили дровами, тем немного и согревались. А к лету начали заниматься иконостасом и росписью алтаря. Всего тогда отреставрировали 52 иконы, и всю настенную живопись.
Довелось поработать Вячеславу и под руководством художника-реставратора Алексея Рубцова, который многие годы посвятил восстановлению храмов и старинных икон. Как оказалось, в марийской республике именитого мастера, поработавшего едва ли не во всех уголках России, ждал сюрприз.
- Когда я привез художника в церковь села Кучки (Марий Эл), - вспоминает Вячеслав Васильевич, - он был чрезвычайно удивлен иконостасом: как так такое редкое произведение искусства очутилось в далекой деревенской глубинке?! Оказалось, что иконостас, по своей сложности и красоте подобный тому, что построен в сельской церкви, вообще трудно отыскать в России.
Задачей реставраторов стало возродить чудо старины - сделать регенерацию позолоты, предварительно сняв с нее копоть. А это было непросто. За сто последних лет сусальное золото пытались начищать даже золой, считая, что так можно придать ему блеск. Но золотая фольга микронной толщины не выдержала, и в большинстве своем слой был утрачен до левкаса. Лучше всего золото сохранилось там, где его догадались закрасить бронзовкой и бабушки уже не смогли добраться до покрытия.
Мастерам пришлось осторожно снимать бронзовую краску, а истертые места вновь покрывать сусальным золотом. Кропотливый труд увенчался успехом, золото засияло, как прежде. Постепенно прежний вид вернулся и ко всем старым иконам. Свою большую кропотливую работу реставраторы посвятили Тысячелетию Крещения Руси. Церковный совет высоко оценил проделанную работу, выразив сердечную признательность и вручив им по
Иконостас после реставрации ( с.Кучки) окончании молебна, состоявшегося по случаю завершения реставрации, благодарственное письмо.
Вскоре бригаду опытных специалистов пригласили в Никольский молебный дом города Волжска (Марий Эл), чтобы помочь в создании нового иконостаса. Сложность заключалась в том, чтобы вписать конструкцию в небольшое пространство. Вячеслав Хохлов взялся за сложную работу, и представил художественному совету проект в цвете, выполненный «на отлично». Авторский проект Вячеслава Васильевича был утвержден церковным советом и получил благословление. Воплотить задуманное мастерам также удалось так, что все остались довольны результатом. В соответствии с проектом иконостас украсили резьбой, покрыли сусальным золотом, а с вновь написанных икон взглянули на верующих лики православных святых.
Как реставраторы «золото» изобрели
Если люди действительно любят свою работу, то обязательно стараются делать ее как можно лучше, совершенствуя технологии, инструменты, материалы. Бригада реставраторов Вячеслава Хохлова тоже стала автором совершенно уникальной принципиально новой технологии золочения деревянных, бетонных и металлических конструкций в помещениях. Эффект позолоты
создавался при помощи… обычной типографс- Золочение иконостаса в мастерской
кой пленки, которая используется в производстве печатной продукции. Тогда, двадцать пять лет назад, о возможности такого метода никто и не подозревал.
Сама пленка появилась сравнительно недавно. Первоначально эта новинка из области нанотехнологий предназначалась для солнечных батарей, которые используются на космических кораблях в открытом космосе. Однако, уже вскоре она получила широкое применение и в типографии. А затем использовать ее научились и реставраторы.
Путь к изобретению был долгим. Годами подбирался лак, на который пленка должна накладываться. Но, в конце концов, мастерам удалось достичь в своем деле небывалых успехов.
Когда образцы изделий позолоченных новым способом показали специалистам в Москве, позолотчики-профессионалы решили, что перед ними хорошо отполированное сусальное золото.
Процесс трудоемкий, но на выходе стоимость золочения получается примерно в два раза дешевле. А выглядит такая работа после покрытия специальным лаком едва ли не лучше, чем настоящее традиционное золотое покрытие.
В настоящее время новая технология уже запатентована. Наши мастера успешно использовали ее в храмах Цивильска, Новочебоксарска (Чувашия), Кировской, Горьковской областей и в других регионах России. Полюбоваться на новый способ золочения можно и на территории нашей республики, например, приехав в Козьмодемьянск, Медведево, Новый Торъял, Сумки… Реставраторы подходили и к архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому за благословлением на создание в Марий Эл профессиональных мастерских позолоты.
Молитва под церковным куполом
В центре Яранска стоит красивейший храм в Честь «Святой Троицы» архитектора К.А.Тона. В советские годы его использовали под зернохранилище, клуб, в нем бушевал огонь. Когда многострадальный храм начали восстанавливать, Александру Селиванову, тогда занимавшему пост председателя Союза художников республики, и Вячеславу Хохлову поручили расписать внутренний свод купола после пожара (мастера выиграли тендер у московских живописцев). Жить приходилось фактически на лесах. Спускались лишь на обед и поздно вечером, чтобы лечь спать. Храм в честь «Святой троицы» (г.Яранск)
- Нужно было воссоздать настенную живопись: «Господь Вседержитель», «Божья Матерь», всех небесных архангелов, - вспоминает Вячеслав, - Александр тогда писал образы, а я выполнял подготовительную работу. А потом доверил писать фон, облака, закаты, обрамления. Ему нравилось, как я делал свою работу. Благословил наш труд и архиепископ Кировский и Слободской Хрисанф, приехавший на приемку работ. В это же время вечерами я отлучался на кладбище, где мне нужно Воссозданная живопись купола храма в честь «Святой Троицы» было сделать полный ремонт могилы-
(г.Яранск) часовни Матфея Яранского Чудотворца и украсить ее незадолго до канонизации святого – позолотить символическую библию, сделать под мрамор панель и аналой.
Тогда тяжело болел очень близкий мне человек. Шансы на его спасение были невелики. Но на могиле Матфея Яранского и, работая под куполом храма у образа архангела Игудиила, исцеляющего больных, я молился о здоровье этого человека. К счастью, все, о чем я просил, сбылось, и я считаю это самым большим чудом в моей жизни.
Спасительный образ
В своей жизни Вячеслав Хохлов не раз попадал в ситуации, которые сложно объяснить как случайное стечение обстоятельств. Один из таких случаев произошел ранней весной в селе Маскануре. Тогда он заканчивал писать образ Казанской Божьей Матери. Оставалось совсем немного, но заболел зуб, и пришлось ехать в город к врачу. Икону взял с собой. Купив билет, Вячеслав Васильевич стал ждать автобус. Однако ближайший рейс был только через час, а боль давала о себе знать. Поэтому, заметив попутную автомашину, он, не задумываясь, поднял руку. Новенький «Москвич» остановился. За рулем молодой парень, сзади девочка лет пяти. Вячеслав с иконой сел на переднее сиденье. Проехали метров сто, и в машину подсел еще один мужчина, как оказалось, односельчанин водителя. Как вспоминает Вячеслав Васильевич, они сразу завязали разговор о том, как выручить тракториста, которому грозил срок за то, что тот случайно задавил сельскую учительницу. Казалось, ничто не предвещало беды. Но случилось страшное…
Объезжая очередную машину, водитель слишком резко притормозил (а на трассе был сильный гололед), и «москвич» понесло на встречную полосу, где шла военная автоколонна. В первый вездеход автомобиль и врезался на всей скорости.
- Единственное, что я успел сделать - это сгруппироваться, - говорит Вячеслав Васильевич, - Когда открыл глаза, вокруг все было белым-бело. Вот, думаю, какая она, смерть… Огляделся. Оказалось машина в сугробе, лобовое стекло полностью разбито, вокруг снег, задняя часть автомобиля смята вместе с крышей кузова. А словно вдалеке слышатся какие-то крики. Авария была страшной. Как я узнал потом, парень и девочка погибли, не приходя в создание по дороге в больницу. У подсевшего позднее мужчины была разбита голова. Он скончался через шесть дней. В живых из всех пассажиров остался я один, хотя место рядом с водителем считается наиболее опасным. Только осколок лобового стекла, словно пуля, пробил шею недалеко от сонной артерии, но рана оказалась не серьезной.
Позже батюшка в Маскануре так и сказал: спасла тебя, Вячеслав, Казанская Божья Матерь.
Не менее удивителен и другой случай. Вячеслав Васильевич только вернулся на работу из отпуска, во время которого, как обычно, трудился в церкви (сослуживцам в отделе об этом, конечно, известно не было), и узнал, что есть возможность поехать в командировку в Одессу. Моря он прежде никогда не видел и, разумеется, хотелось воспользоваться подвернувшимся случаем, чтобы побывать на юге. Но начальник отказал в просьбе, сославшись на то, что и здесь слишком много работы. Тогда, конечно, Вячеславу Васильевичу было обидно… Однако через некоторое время, когда в Казани встречали лайнер из Одессы, на котором должен был возвращаться и Вячеслав, рейс вовремя не прибыл. На следующий день выяснилось, что на высоте одиннадцать тысяч метров, самолет рассыпался, а пассажиры погибли…
На шаг от смерти Вячеславу доводилось оказываться не раз. Бывало, срывался вниз с креста, но совершенно случайно успевал за что-то уцепиться. Или обрывалась гнилая веревка, но когда мастер уже был недалеко от земли, а не на большой высоте, падение откуда было бы смертельным. Словно Бог отводил беду. В бригаде случаев гибели людей тоже не было. Хотя и сами реставраторы старались рисковать только при необходимости. Если человек плохо себя чувствовал, на высоту не пускали. А уж о выпивке во время работы никто даже и не думал. Во славу Божью трудились - грешно пить, делая такое дело. Если же становилось трудно, знали – будет легче, Бог обязательно поможет.
«Россия Православная»
Посещение храма в детстве, оставившее воспоминания на долгие годы, служба на Владимирской земле, Успенский собор… Словно сама судьба направляла Вячеслава Хохлова туда, где должны были произойти очередные перемены в жизни, так или иначе связанные с православной верой. Так было и в Москве, где он искал сотрудничества с одной из реставрационных мастерских. Узнав о большом опыте работы Вячеслава Васильевича, мастера посоветовали обратиться к руководителю Всероссийского общественного движения «Россия Православная» Александру Буркину.
- Александр Иванович оказался бывшим балтийским моряком, уверенным, сильным и при этом очень интеллигентным и порядочным человеком, - рассказывает Вячеслав Хохлов. – Он выслушал меня, рассказал о масштабах движения, благословленного патриархом Алексием II, познакомил с уставом организации и предложил возглавить региональное отделение «России Православной» в марийской республике. Так вышло, что после стольких лет практической работы по реставрации храмов мне предложили заняться организационной деятельностью по возрождению православной культуры. Предложение было совершенно неожиданным, но интересным. Я согласился, хотя тогда не имел ни каких-то особых возможностей, ни связей во властных структурах, которые можно использовать. Надеяться оставалось только на себя и на Божью помощь.
Вскоре на очередном заседании Центральный Совет ООД «Россия Православная» в Москве принял Вячеслава в свой состав.
В честь «Всех святых»
Согласившись возглавить общественное движение в республике, Вячеслав Васильевич просто не мог ждать, когда возникнут благоприятные условия для того или иного шага. Хотелось сделать что-то действительно важное и нужное людям. Поэтому и начать свою деятельность решил с постройки часовни на Туруновском кладбище марийской столицы.
Идея построить единый памятник всем усопшим, которые обрели покой на этом кладбище, родилась в день поминовения журналиста Александра Смирнова, невинно убиенного в 1993 году в Москве во время октябрьских событий.
Необходимость такого строительства назрела давно. Здесь похоронены многие известные люди, да и, наверное, почти у каждого йошкаролинца на этом кладбище обрел вечный покой кто-то из родственников. Конечно, верующим хотелось, чтобы, придя помянуть усопших, можно было заказать службу, поставить свечу за упокой, помолиться перед иконами.
Постройка часовни – дело непростое, да и собственных средств, ни у Вячеслава, ни у регионального отделения «России Православной», конечно, не было. Рассчитывали на то, что помощь в богоугодном деле окажут сами верующие. Ведь строили же прежде церкви всем миром. Может быть, и в наши дни получится?
Друзья отговаривали Вячеслава от грандиозного начинания, объясняя, что оно будет стоить и здоровья, и нервов, но он не отступил. Нарисовав первый эскиз будущей часовни (он назвал ее в честь «Всех Святых»), Вячеслав пришел к Владыке. Благословение было получено, началась работа. Региональное отделение ООД «Россия Православная» взяло на себя функцию заказчика строительства.
Мало кому известно, сколько пришлось обить порогов, сколько инстанций обойти, чтобы создать проект, защитить его на Градостроительном Совете Йошкар-Олы, согласовать границы земельного участка, получить разрешение на строительство. Пришлось даже заручаться согласием командования Поволжского военного округа, чьи локаторы работают неподалеку. А кроме всего прочего нужно было открыть благотворительный счет и собрать средства хотя бы на фундамент будущего храма.
Чтобы привлечь к общему делу как можно больше людей, Вячеслав создал попечительский совет, куда вошли многие известные и уважаемые в республике люди, обращался к директорам фирм и обычным жителям города через средства массовой информации, призывая принять участие в строительстве. Откликнулись многие верующие. Бабушки со своих небольших пенсий отдавали на храм по нескольку червонцев, а иногда и сотен рублей. Более состоятельные граждане, представители коммерческих структур, могли позволить себе более серьезные вклады.
Но, благодаря пожертвованиям, собранным за первые годы, строительство продвинулось ненамного. Удалось оплатить проектные работы, приобрести 20 000 штук кирпича, 3 тонны цемента и пиломатериал. Порой, Вячеслав Хохлов, пропадал на строительстве целыми сутками, руководя работой, договаривался с теми, кто мог помочь финансами или рабочей силой. Из закупленных материалов с помощью о.Сергия (Кожевникова) и верующих - старушек, уверенно взявшихся за лопаты, - сделали фундамент храма с большим алтарем. Затем возвели цоколь, а верхнюю часть стены (более метра высотой) закончили монолитным поясом.
Возле недостроенного храма проводились церковные службы, верующие возлагали цветы у каменной кладки в память о своих усопших. Однако на этом этапе дело застопорилось. Взять недостающие для завершения строительства средства было негде, и в ближайшем будущем никакой помощи не предвиделось. Но и тут Вячеслав Васильевич не сдался. Как же так, люди верили в то, что на кладбище появится храм-часовня, жертвовали свои сбережения, а церковь останется не законченной?
Вячеслав Хохлов решил сделать для осуществления задуманного все возможное и невозможное, твердо веря, что Бог поможет. Он не только продолжил искать верующих, способных стать меценатами, но и начал работать над новым проектом, который вылился в создание фонда «Духовная культура».
Фонд «Духовная культура»
Этот фонд, зарегистрированный летом 2005 года, имел значительно больше возможностей, чем региональное отделение общероссийской организации, и, в том числе, мог помочь завершить начатое строительство храма. А для Вячеслава Хохлова, занявшего пост заместителя председателя новой организации, это событие стало еще одним важным этапом православной жизни, большим шагом вперед. Встав на путь возрождения православной истории строителем-реставратором, он овладел искусством иконописи, самостоятельно проектировал иконостасы и храмы, влился в общественную работу, приняв руководство региональным отделением «России Православной», и вот перед ним открылось еще более широкое поле для деятельности, новые горизонты.
Возглавил фонд, поставивший перед собой весьма серьезные и масштабные задачи, Геннадий Ощепков, отмеченный Русской православной церковью орденом «Святого благоверного князя Даниила Московского III степени» за содействие в открытии храма в честь «Св.Татианы» в Марийском Государственном Техническом университете (ректором которого он являлся).
Главной своей целью организация выбрала объединение сил для сохранения и развития духовной культуры, интеграцию православного сообщества в гражданское общество, как в марийской республике, так и во всей стране. Уставными направлениями деятельности фонда стали не только реставрация и строительство новых храмов, школьных, студенческих и больничных молельных часовен. Понятие духовной культуры выходит далеко за рамки возведения культовых сооружений - это и организация молодежных православных строительных, волонтерских отрядов, создание средств массовой информации, лагерей отдыха с развернутой программой здорового образа жизни и духовного общения; проведение благотворительных акций, разработка меценатских программ; восстановление забытых театральных постановок и создание новых спектаклей и концертных программ; диалог с интеллектуальной и культурной элитой современного бизнеса, и многое другое.
Тем временем, появилась и возможность достроить храм-часовню. Один из руководителей фирм, к которым Вячеслав Васильевич обращался за содействием, предложил достроить объект за счет собственных средств. Завершить начатое взялся директор фирмы «Пеленг» Анатолий Иванович Колпаков. Работы по возведению храма «Всех святых», пошли полным ходом. С новыми силами взялся за дело и Вячеслав Хохлов. Он осуществлял постоянный авторский и технический надзор за строительством, покрасил большой купол, создал проект иконостаса, собственноручно построил его (коллеги помогли лишь с резьбой по дереву), частично Иконостас храма в честь «Всех Святых»
позолотил иконостас. По ходу строительства в проект были внесены изменения. Поменялась архитектура фасада, конструкция большого купола, церковь стала выше на один метр. Вместо кирпичного свода купола, как планировалось ранее, был выполнен железобетонный свод со световым фонарем, опирающийся на монолитный пояс. Пять глав церкви стали золотыми (первоначально их должно было покрывать крашенное кровельное железо).
Уже через год в стенах храма-часовни начались богослужения. А через некоторое время рядом с ней выросла и колокольня.
- От закладки первого камня до окончания строительства прошло десять лет, - комментирует Вячеслав Хохлов, - За это время прямо или косвенно участие в добром деле приняли очень многие люди. Я очень благодарен всем, кто был рядом, в том числе и председателю Центрального Совета ООД «Россия Православная», члену общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя, члену Политического Консультативного Совета при Президенте Российской Федерации Александру Буркину, который все это время направлял и поддерживал меня. Я верю, что храм-часовня в Туруново - это только начало. Очень хочется, чтобы и на других городских кладбищах в Марково, Сидорово, Пагануре тоже появились хотя бы небольшие часовни. Проекты у нас есть. Так что, если Владыка благословит, продолжим работать.
Строительство храма-часовни стало для Вячеслава Хохлова «лебединой песней», апогеем всей жизни, венцом тридцатилетней работы, посвященной восстановлению православных церквей. Он смог доказать себе и окружающим, что в святом благородном деле всегда можно добиться успеха, если не опускать руки перед трудностями, а продолжать упорно трудиться с верой и молитвой. Бог своей помощью не оставит.
Как знак свыше завершение строительства ознаменовало удивительное совпадение. Первые богослужения, которые прошли в стенах храма, стали для Вячеслава Васильевича не только лучшей наградой за всю трудную и тяжелую работу, продолжавшуюся долгих 10 лет, но и…чудесным подарком к юбилею! Видимо Богу было так угодно, чтобы открытие храма совпало с 55-м днем рождения его автора. А что может быть дороже для творца, чем увидеть воплощение своей мечты, сверкающее на солнце золотыми куполами. Это поистине наибольший из возможных даров, который ценнее любых медалей и орденов. Ведь недаром говорится в Библии писании: «Не копите свои богатства на земле, копите свое богатство на небе, ибо там дом ваш».
С верой в возрождение России
Фонд «Духовная Культура» продолжает активную деятельность, тем более что в настоящее время государство возлагает на подобные организации большие надежды.
В России всегда жили люди разных национальностей, со своими традициями, обычаями и религиозными воззрениями. При этом православная культура играла основную объединяющую роль. Сегодня, как и в прежние времена, руководство страны стремится содействовать сближению православной культуры и гражданского общества, направляя силы на возрождение некогда утерянной духовности. И это совершенно понятно: четкая система ценностей и высокий духовный уровень людей - это залог стабильности и целостности любой державы. Минусы другого варианта развития общества мы имеем возможность наблюдать сейчас. Глобальный мировой кризис – свидетельство падения духовности всей капиталистической системы, державшейся, главным образом, на системе меркантильных интересов.
О необходимости возрождения духовности в России сегодня говорят немало. И шаги, которые необходимо предпринять для этого, в точности совпадают с уставными задачами созданного в Марий Эл фонда «Духовная культура». Наконец-то настало время вернуть то лучшее, что было в дореволюционной России, те морально-нравственные жизненные принципы, которые поддерживало в людях православие. И тем, кто всей душой болеет за свою родину и веру, предстоит сделать очень многое.
Чрезвычайную важность и актуальность, выбранного Вячеславом Хохловым и его единомышленниками, направления деятельности подтвердил и Святейший патриарх Московский и всея Руси (тогда еще митрополит) Кирилл. В частности, познакомившись с уставом фонда во время встречи с представителем «Духовной культуры», он отметил, что духовное сближение церкви и государства – одна из наиболее важных миссий, взятых на себя организаторами фонда.
По словам Вячеслава Хохлова, возрождение духовности и интеграция православной культуры в светское общество – приоритетная задача фонда «Духовная культура», и все, что делает фонд, так или иначе направлено на достижение этой главной цели. В числе ближайших планов фонда – создать отделения фонда «Духовная культура» во всех регионах России, выпустить одноименные газету и журнал, которые объединили бы людей, и сблизили политические партии, разделяющие православные идеалы. Нужно, чтобы появилась площадка для общения, обмена мнениями всех заинтересованных людей, представляющих разные религии и политические взгляды. Необходимость создания такого пространства в наши дни учредители фонда считают совершенно очевидной.
Разработчиков уже пригласили принять участие в ежегодно проводимом в Нижегородской области фондом имени Серафима Саровского конкурсе проектов «Православная инициатива». Необходимые для участия в конкурсе материалы в настоящее время готовит главный идеолог и ответственный секретарь фонда «Духовная культура» Светлана Смирнова.
Главное, что может объединить людей, считает Вячеслав Васильевич, - любовь к ближнему, стремление к добру, справедливости, человечности. Эти непреходящие ценности близки не только православию, но и многим другим религиям. А значит, нет препятствий для хороших людей, желающих жить дружно, поддерживая друг друга, в сильной стране, которая делает все возможное для благополучия своих граждан. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» в наших условиях означает возлюбить всю Россию, ибо все мы и есть «ближние», Община, Тело Христово.
- Мы уверены, - говорит Вячеслав Хохлов, - что работа фонда будет служить высоким целям укрепления мира и национального согласия в нашей большой стране, с которой у нас общие радости и печали – общая судьба. Ведь Россия – это наша большая церковь. Мы в ней – прихожане.
Вместо эпилога.
В 2008 году во время освящения Нижегородского монастыря в честь «Иверской Божьей Матери», патриарх Алексий II выразил благодарность главе правительства России Владимиру Путину за огромный вклад в восстановление святой обители (государство вложило в возрождение монастыря 9 млрд. рублей). В свой ответной речи Владимир Владимирович подчеркнул, что все мы в долгу перед Русской православной церковью за долгие годы безверия, и сейчас настало время платить по счетам, восстанавливать разрушенное и, самое главное, - поднимать духовную культуру в России.
В том же году в Москве состоялись еже- Реставрация храма в честь «Святой Троицы»
годные «Рождественские чтения», во время (Республика Татарстан) 2008 г.
которых представителями Московского патриархата было предложено приступить к активным действиям, направленным на возрождение духовности россиян, причем начать следует именно с Приволжского федерального округа.
Вячеслав Хохлов и его единомышленники уверены, что фонд «Духовная культура» станет одним важнейших очагов возрождения православного мировоззрения, исконно российских морально-нравственных ценностей, как в Республике Марий Эл, так и в Приволжском округе и во всей нашей огромной стране.
Материал подготовил православный журналист, координатор фонда «Духовная культура» Василий Золотов.
Вернуться назад